Научная деятельность

    Научная деятельность кафедры

    Ключевые слова: инновационных пассажирский транспорт, канатное метро, канатный транспорт, безопасность, риск, стальной канат, логика, логистика, урбанистика.

    Краткая характеристика направления деятельности. Концепция создания инновационных видов транспорта, обладающих повышенной безопасностью, устойчивостью к природным и техногенным воздействиям, основанным на методологии оценки, прогнозирования и управления риском для макро- и микрологических логистических систем пассажирских перевозок в урбанизированной среде.

    Актуальность научных исследований. Продиктована возникшими в последнее десятилетие проблемами макро- и микрологических логистических систем пассажирских перевозок в урбанизированной среде и решением транспортных проблем при проведении в 2014 году в городе Сочи Олимпийских Игр и чемпионата мира по футболу 2018 г.

    Синтез проектирования в пространстве и времени применительно к канатному транспорту, основанный на методологии оценки, прогнозирования и управления промышленной безопасностью, позволил создать совершенно новый вид социально ориентированного, дешевого при строительстве и эксплуатации, доступного, легко адаптированного к урбанизированной среде общественного транспорта - канатного метро. Канатное метро обладает уникальными характеристиками по надежности, безопасности, устойчивости к природным и техногенным воздействиям, комфортности для пассажиров, провозной способности, экологичесности, не имеющего ограничения по длины, отсутствием пересечений в одном уровне с другими маршрутами движения, проложенного над проезжими частями улиц и городской застройкой. Для широкого внедрения этого вида транспорта необходимо создание нормативно-технической и законодательной базы, в том числе технического регламента.

    В Российской Федерации исследованиями по концепции создания канатного метро для макро- и микрологических логистических систем грузопассажирских перевозок в урбанизированной среде никто не занимается. Методологией оценки, прогнозирования и управления промышленной безопасностью занимаются в институте машиноведения им. А.А.Благонравова РАН ( рук. чл.-корр. РАН Н.А.Махутов) и Красноярском научном центре СО РАН (рук. проф. докт. техн. наук В.В.Москвичев). Проблемами транспорта для урбанизированной среды занимаются в ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" г. С-Петербург (рук. докт.техн.наук Медведьев Ю.Ф.).

    Предметом теоретических исследований. Проблемы макро- и микрологических логистических систем пассажирских перевозок для урбанизированной среды путем органического сращивания инновационных видов транспорта с существующей транспортной системой российских городов-миллиоников на основе системного подхода, предусматривающего синтез проектирования в пространстве и времени, обеспечивая заданный уровень промышленной безопасности с доставкой пассажиров в определенное место при минимальных временных и материальных затратах.

    Прикладной характер исследований. Создании нового вида инновационного, высокоэффективного, безопасного в эксплуатации канатного метро на основе системного подхода к решению проблем макро- и микрологических логистических пассажирских перевозок, предусматривающий синтез проектирования в пространстве и времени, обеспечивая заданный уровень промышленной безопасности с доставкой пассажиров в определенное место при минимальных временных и материальных затратах.

    Приоритетное направление развития науки, технологий и техники РФ, соответствующее научному направлению кафедры. 

    • Транспортные, авиационные и космические системы.
    • Технологии создания и управления новыми видами транспортных систем.
    • Рациональное природопользование.
    • Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф.


    Научные гранты.

    • Премия Правительства Российской Федерации за 2007 г. в области науки и техники за работу «Создание многофункциональных высокоэффективных и безопасных в эксплуатации пассажирских канатных дорог, способствующих экономическому развитию горноклиматических территорий», руководитель докт. техн., наук, проф. Короткий А.А.
    • Грант по программе «Старт 06» на тему «Разработка магнитного дефектоскопа для стальных канатов».
    • Грант по программе «Старт 09» на тему «Многодвигательный привод для подвесных канатных дорог», научный руководитель докт. техн., наук, проф. Короткий А.А., (руководитель доц. канд. техн. наук Маслов В.Б.).
    • Премия Правительства Российской Федерации в области образования за комплект учебно-методических разработок: «Система непрерывного дополнительного профессионального образования работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и комплекс учебно-методических разработок по подготовке специалистов и обслуживающего персонала для подъемных сооружений», руководитель докт. техн., наук, проф. Короткий А.А.

    В рамках вышеперечисленных работ решались научные и образовательные проблемы, позволившие внести значительный вклад в развитие науки, техники и педагогики, а именно:

    • получила дальнейшее развитие теория рисков и катастроф применительно к канатным дорогам, что позволило создавать и эксплуатировать эти сложные технические системы по регламентам, обеспечивая (прогнозируя) риски перевозок на уровне авиапассажирских;
    • создана теория строительной механики стального каната, учитывающая фактические значения параметров материала и пространственную геометрию отдельных прядей и проволок, позволяющая конструировать несущие и несуще-тяговые канаты повышенной агрегатной прочности;
    • создана трехмерная математическая модель ферромагнитных витых элементов в подвижном магнитном поле, позволяющая прогнозировать зарождение и развитие дефектов в стальном канате;
    • разработаны новые типы канатных дорог (канатного метро) с дискретными приводами, обладающие мобильностью, повышенной безопасностью, энергоэффективностью, с сохранением комфортности перевозки пассажиров и минимальным воздействием на окружающую среду в урбанизированной среде;
    • создано новое мультидисциплинарное научное направление сохранения естественной природой среды в горно-рекреационных и горно-туристических комплексах, основанное на использовании канатных дорог в сафари-парк-технологиях, позволяющее получать суммарно социальный, природоохранный, рекреационный и экономический эффекты;
    • разработана концепция системы непрерывного дополнительного профессионального образования работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей, специалистов и обслуживающего персонала техногенных производств;
    • создан учебно-методической комплекс для подготовки специалистов, способных разрабатывать планы работ по организации спасения людей, ликвидировать последствий аварийных ситуаций на производстве, квалифицированно принимать решения и действовать в нештатных ситуациях техногенного (чрезвычайного) характера.

    Так же Вы можете ознакомиться с научными статьями магистров нашей кафедры:

    ЭВАКУАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОБИЛЬНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ

    СТАЛЬНОЙ КАНАТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА КАНАТНЫХ ДОРОГАХМУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОПОР КАНАТНЫХ ДОРОГ МАГНИТНЫМИ КРИТЕРИЯМИ

    ДИСТАНЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ КАНАТНЫЕ ДОРОГИ


    Статьи магистров опубликованны за счет ООО ИКЦ "Мысль" в сборнике международной научно-правтической конференции (22 декабря 2011 года) "Современные материалы, техника и технология / редкол.: Горохов А.А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2011. 368с.